Принцип обеспечения конкуренции по 44-ФЗ в 2021 году

Бизнес
Содержание
  1. Суть принципа
  2. Конкурентные способы
  3. Аукцион
  4. Конкурс
  5. Запрос котировок
  6. Конкурентные переговоры
  7. Переторжка
  8. Требования к поставщикам и условия участия в закупках
  9. ФАС в письме сослалась на судебную практику с аналогичными выводами о дроблении.
  10. Как реализуется
  11. Причины дробления закупок
  12. 3. Штраф за ограничение прав конкуренции
  13. 4. Ответственность за ограничение конкуренции в торгах
  14. Виды закупок
  15. Обоснования закупок по 44-ФЗ
  16. Какой способ определения поставщика выбрать
  17. 2. Признаки ограничения конкуренции по 44-ФЗ статья
  18. Для конкурентных способов закупки
  19. Электронный аукцион
  20. Запрос котировок
  21. Открытый конкурс
  22. Конкурс с ограниченным участием
  23. Двухэтапный конкурс
  24. Конкурсные процедуры в электронном формате
  25. Закрытые конкурсные процедуры
  26. Электронные закрытые торги
  27. Запрос предложений
  28. Запрос предложений в электронной форме
  29. 5. Жалоба ограничения конкуренции
  30. Другие новости

Суть принципа

Согласно ст. 8 44-ФЗ принцип обеспечения конкуренции по 44-ФЗ означает создание ситуации, когда:

  • любая заинтересованная сторона, обладающая законными требованиями, имеет право участвовать в тендере и конкурировать на равных с другими участниками;
  • между участниками торгов происходит честная и добросовестная конкуренция по ценовым и неценовым критериям. Побеждает тот, кто объективно предложил лучшие условия выступления;
  • не только кандидаты, но и заказчики, комиссары, руководители сайтов ведут себя добросовестно, работают над обеспечением конкуренции в тендерах и не допускают действий, создающих приоритетное положение для отдельных участников или, наоборот, исключающих искусственно тендер претендентов на контракт.

Конкурентные способы

Тендер с конкурсной процедурой подразумевает участие в аукционе всех желающих. При этом подрядная организация формирует требования договора. Иногда требования могут применяться и к участникам торгов.

Суть конкурентного метода заключается в том, что конкуренты вносят заказчику предложения, из которых он выбирает для себя наиболее выгодные. При выборе победителя заказчик руководствуется такими критериями, как цена GWS и условия контракта.

Существуют разные виды конкурентных закупок. Мы рассмотрим каждую отдельно.

Аукцион

При использовании этого метода участники подают заявки с заявками без цены, затем проводится аукцион, на котором уже объявляются ценовые заявки, по результатам которого выбирается победитель.

Лучшая цена обычно зависит от типа аукциона:

  • Аукцион с повышением стартовой цены — покупатель объявляет стартовую цену объекта покупки (лота), участники предлагают более высокую цену при каждом проходе. Победителем становится участник, сделавший самую высокую ставку. Подобные аукционы обычно проводятся в рамках аукционов по банкротству.
  • Аукцион со снижением стартовой цены: заказчик объявляет максимальную стартовую цену объекта контракта, участники предлагают более низкую цену на каждом шаге. Выигрывает участник с наименьшей ценой.

Шаг аукциона по закупкам по 44-ФЗ может составлять от 0,5 до 5% от начальной цены лота. Аукцион может проводиться в электронном виде на электронных торговых площадках.

Конкурс

Во время конкурса участники задают вопросы с условиями и ценами. Победитель тендера определяется по различным критериям, которые заказчик прописывает в тендерной документации.

Заявки соискателей оцениваются по следующим критериям:

  • цена,
  • квалификация участника конкурса,
  • условия контракта,
  • наличие гарантии.

Кроме того, провайдер может найти для них подходящее предложение на ETP. В сервисе «Astral Supplier» вы можете настроить модель отслеживания покупок: это позволяет ускорить поиск. Кроме того, с помощью нашего сервиса вы можете анализировать информацию о заказчике и других участниках конкурса.

Порядок конкурса зависит от его типа. Когда проводится открытый тендер, конкуренты подают заявки с ценовым предложением, а участники видят заявки конкурентов. Когда тендеры закрываются, участники представляют предложения в конвертах, клиент открывает их, а затем оценивает заявки.

Двухэтапный конкурс отличается тем, что на втором этапе соискатели могут подавать предложения с улучшенными условиями. В конкурсе с ограниченным участием кандидаты проходят предварительный отбор, в ходе которого клиент (конкурсная комиссия) оценивает, насколько участники соответствуют требованиям контракта. В двухэтапной гонке эта процедура происходит в рамках первого этапа.

Запрос котировок

При использовании этого метода отбора участники подают заявки с ценовыми предложениями, и побеждает участник, предложивший самую низкую цену контракта. При наличии одинаковых предложений с наименьшими ценами побеждает тот, кто подал заявку ранее.

Конкурентные переговоры

Проводятся закупки по 223-ФЗ, а также коммерческие закупки. Организатор организует переговоры с участниками, в ходе которых определяет наиболее квалифицированного кандидата, который предлагает лучшие условия.

Переторжка

Данная процедура выполняется, если по результатам конкурса заказчик не удовлетворен ни одним из предложенных вариантов. В этом случае участники повторно предлагают предложения с более высокой ценой. Повышение сделано за закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Требования к поставщикам и условия участия в закупках

Требования к поставщикам (исполнителям, подрядчикам) изложены в статье 31 Федерального закона от 28.07.2012 г. 44-ФЗ. Для участия в государственных закупках должны быть выполнены все следующие требования:

  1. Официальная регистрация в России, не принадлежащая оффшорной компании.
  2. Не находится в стадии ликвидации или банкротства.
  3. Наличие лицензии и (или) членство в саморегулируемой организации (СРО), если исполнение договора требует соблюдения этих условий.
  4. Отсутствие пресечения (приостановления деятельности) за совершение административного правонарушения.
  5. Отсутствие просроченной задолженности по обязательным платежам (налоги, сборы, взносы и др.).
  6. Руководство и главный бухгалтер не имеют судимости за совершение правонарушений экономического характера или взяточничества.
  7. Отсутствие аффилированности и конфликт интересов с заказчиком.
  8. Юридическое лицо не подвергалось административным санкциям за незаконное вознаграждение за последние два года (ст. 19.28 КоАП РФ).
  9. Отсутствие поставщика в реестре недобросовестных поставщиков, если это является условием покупки.
  10. Наличие исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности, если он должен быть передан заказчику по договору, за исключением произведений искусства и литературы, договоров о финансировании проката или показа российского фильма.
  11. Отсутствие иных ограничений, установленных Федеральным законом от 25.07.2012 г. 44-ФЗ и другие нормативные правовые акты.

Для отдельных закупок Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования, касающиеся способности претендента обеспечить выполнение контракта: хорошая деловая репутация, наличие достаточной материальной базы, специалистов, финансовых ресурсов и опыта работы.

О соответствии требованиям участник заявляет при заполнении заявки на участие в конкретной покупке. Документальное подтверждение требуется не всегда, но можно проверить достоверность заявленной информации. Ложная информация приведет к отклонению заявки и, в худшем случае, к регистрации в реестре недобросовестных поставщиков, что фактически положит конец возможности дальнейшего полноценного участия в тендерах.

Обязательным условием участия в тендерах является регистрация в Единой информационной системе (ЕИС) и последующая аккредитация на федеральных платформах электронной коммерции. После регистрации в ЕИС доступ к работе на всех федеральных площадках будет предоставлен автоматически в течение рабочего дня.

ФАС в письме сослалась на судебную практику с аналогичными выводами о дроблении.

Я собрал их на стол.

решение Ставропольского краевого суда от 23.05.2018 г. 7-339 / 2018
решение Владимирского областного суда от 02.03.2018 по делу № 11-39 / 2018
решение Смоленского областного суда от 18.06.2017 по делу № 21-236 / 2017
решение Верховного суда Республики Алтай от 05.06.2014 г. 21-35 / 2014

Несмотря на разъяснения Федеральной антимонопольной службы, делить покупку желательно сознательно. Если однородные и идентичные товары приобретаются в короткие сроки по прямым контрактам, а не в форме конкурентной процедуры, суды и регулирующие органы все равно воспринимают такие действия как искусственную фрагментацию покупки.

ФАС отметила, что однозначно несет ответственность за искусственную фрагментацию закупок по 44-ФЗ, если совершаются несколько небольших закупок для проведения строительных работ в рамках проектной документации или ее раздела. В этом случае действия клиента не соответствуют требованиям 44-ФЗ и квалифицируются как нарушение 135-ФЗ.

Как реализуется

Закон о контрактной системе описывает, как обеспечивается реализация принципа гарантии конкуренции в контрактной системе на различных этапах тендерной процедуры. Например:

  • при подготовке тендерной документации заказчики должны избегать упоминания брендов или включения ненужных требований к поставщикам, которые излишне искусственно ограничивают круг участников;
  • в период проведения тендера заказчик старается создать равные условия для всех участников, нарушением принципа обеспечения конкуренции является проведение индивидуальных переговоров с отдельными участниками, а заказчик публикует ответы на запросы о разъяснении документации для общей информации (для подробнее: «Запрет на торговлю по 44-ФЗ: правила и ответственность»);
  • реализация принципа конкуренции предполагает, что Федеральный закон 44 не допускает необоснованного заключения договоров с одним поставщиком. Только в строго оговоренных случаях клиенты имеют право заключить договор без проведения конкурентной процедуры (в частности: «Когда есть возможность разделить госзакупку на несколько более мелких»).

Принцип обеспечения конкуренции

Причины дробления закупок

Мы выделяем следующие причины и факторы масштабирования госзаказа:

  1. Необходимость ускоренной доставки грузов, выполнения работ. Как это часто бывает, дедлайны просто «жгут» и к определенной дате требуется конкретный результат. Например, предоставление новогодних подарков для нужд образовательной организации в размере 500 000 руб. Студенты должны получить подарки не позднее 31.12, а заказчик, не организовавший процедуру аукциона заранее, решает заключить два контракта на сумму не более 400 000 рублей каждый, чтобы успешно провести праздничную новогоднюю ночь.
  2. Нежелание оформлять полный пакет документов в рамках конкурсной процедуры: единый поставщик не требует публикации уведомления и документации. Например, проведение ремонтных работ в медицинской организации на сумму 200 000 руб. Проще заключить два договора на сумму не более 100 000 рублей, чем составить и опубликовать в документации Единой информационной системы, содержащей проектные и сметные материалы.
  3. Наличие преимуществ так называемых «взяток» за предоставление государственной или муниципальной помощи конкретному заявителю. Например, поставка медицинского оборудования на сумму 500 000 руб. Заказчик не проводит аукцион, а передает выполнение данного госконтракта конкретному лицу путем заключения пяти договоров на сумму не более 100 000 рублей, получая определенное вознаграждение от имени исполнителя.

3. Штраф за ограничение прав конкуренции

За нарушение установленных законодательством требований при проведении закупочных процедур может быть наложен штраф на основании статьи 14.9 КоАП России. Данная статья предусматривает возложение ответственности за ограничение конкуренции со стороны властей. Государственный заказчик может выступать в качестве представителя власти.
В случае выявления этой оды нарушений чиновнику придется выплатить штраф до 50 тысяч рублей. При обнаружении повторного нарушения будет наложено более сложное наказание, должностное лицо будет дисквалифицировано с контракта на срок до 3 лет.

4. Ответственность за ограничение конкуренции в торгах

Ответственность за ограничение конкуренции предусмотрена статьей 14.32 КоАП России. При обнаружении картельного соглашения будет наложен штраф в размере половины стоимости первоначального предложения, то есть не менее 100 тысяч рублей.

Виды закупок

Способы определения поставщика (процедуры или виды закупок) перечислены в статье 24 Федерального закона от 25.07.2012 г. 44-ФЗ и особенности каждого метода разъясняются в других статьях главы 3 этого закона.

Есть два основных типа контрактов:

  1. Покупка у одного поставщика. Это единственный способ совершать покупки в условиях крайне ограниченной конкуренции: заказчик самостоятельно выбирает, с кем заключить договор. Исчерпывающий перечень закупок, которые могут быть совершены у одного поставщика, указан в статье 93. Таким образом, любая покупка на сумму до 300 тысяч рублей, а также у учреждений культуры, искусства, спорта, науки и организаций может быть для детей-сирот — до 600 тыс руб.
  2. Конкурентные методы закупок — сюда входят все другие виды государственных закупок.

Обоснования закупок по 44-ФЗ

Обоснованность выбора при определении того, как должен выполняться контракт, является очень важным фактором, поскольку клиент должен максимально прозрачно показать, какие критерии он использовал для выбора.

Хотя заказчик совершает покупку выбранным им способом, он обязан предоставить обоснование выбора, установленное законом о контрактной системе. При этом, согласно закону, действительность договора оценивается в ходе аудита и контроля договоров.

Какой способ определения поставщика выбрать

Ни 44-ФЗ, ни 223-ФЗ не содержат понятия «раздельные закупки». Заказчик выбирает способ определения победителя: как конкурентный (аукционы, конкурсы, запросы оферт в электронной форме и др.), Так и неконкурентный (договор с единым поставщиком).

Торги не всегда являются более действенным и действенным способом размещения заказов, чем у одного поставщика. Сокращение временных затрат (для электронного конкурса, аукциона публикация извещения 7-20 дней, мораторий на срок заключения контракта, например, не ранее 10 дней с момента определения победителя), доверие к присутствию соискателя (бывают конкурсы, во время которых не подается заявка) и т д.

Все случаи заключения договоров с одним поставщиком отражены в ст. 93 закона о договорной системе и наиболее часто применяемым методом является заключение договора на сумму не более 300 000 рублей. (Пункт 4 части 1 статьи 93, для отдельных видов организаций образования и культуры — согласно пункту 5 части 1 статьи 93 — до 600 000 рублей). Согласно 223-ФЗ, случаи заключения контрактов с единым поставщиком строго не регламентированы и указываются в Положении о закупках.

Заказчик приходит к выводу, что крупную закупку целесообразно разделить на мелкую и заключить отдельные договоры с поставщиком на предмет, то есть дробление.

2. Признаки ограничения конкуренции по 44-ФЗ статья

Все признаки ограничения конкуренции можно найти, открыв Федеральный закон от 26 июля 2006 г под № 135 ФЗ.
Наиболее частые признаки:

  • наличие отказа участника от автономного участия в аукционе;
  • наличие согласованности между участниками договора;
  • использовать свои силы для совершения покупки;
  • заключение соглашений между сторонами, которые будут направлены на создание преимуществ в сторону участника;
  • нерегулируемый доступ к защищенным данным (в основном это происходит при сговоре между клиентом и участником тендера);
  • в случае нарушения порядка, установленного для выбора победителя;
  • отказ от вопросов участников, не подтвержденный аргументами;
  • когда установлены требования потребителя, которые не могут быть выполнены;
  • когда происходит подготовка закупочной документации для конкретного поставщика;
  • по возможности участие в закупке должностных лиц клиента, а также лиц, с которыми существует конфликт интересов;
  • применение мер по ограничению участия в контракте;
  • при включении в закупку независимых ТРУ;
  • и многие другие нарушения.

В случае выявления нарушений требований, установленных в договоре, это признается, как и договор, заключенный между сторонами, недействительными.
Мы проводим анализ малого бизнеса, оцениваем шансы на победу, уровень существующей конкуренции, подробнее об этой услуге смотрите по этой ссылке.

Для конкурентных способов закупки

Электронный аукцион

Существует довольно большой перечень случаев, когда закупка осуществляется в форме электронного аукциона. Однако бывают случаи, когда электронный аукцион необходимо проводить в обязательном порядке:

  • заказчик планирует приобрести GWS из специального правительственного списка, утвержденного постановлением правительства No. 471-р от 21 марта 2016 г;
  • при совершении покупки цена сделки — единственный критерий, по которому будет определен победитель.

Запрос котировок

Также есть список подходящих случаев для объявления запроса котировки. Среди них:

  • перечень государственных закупок ТРУ для оказания гуманитарной помощи или реагирования на чрезвычайные ситуации, утвержденный постановлением правительства № 1765-р;
  • совершать покупки из государственного списка GWS в случае, если покупатель обязан провести аукцион, при условии ограничения суммы суммы;
  • размер НКМК не превышает 500 тысяч рублей;
  • общий годовой объем закупок по котировкам не превышает 100 млн руб в год и 10% от суммы средств на все закупки.

При отправке электронного запроса предложения обоснование будет таким же, как и для «бумажной версии.

Открытый конкурс

Логикой открытого конкурса будет то, что заказчик выбирает подрядчика по критериям наиболее выгодных для себя условий.

Конкурс с ограниченным участием

В этом случае обоснованием может быть необходимость объявления конкурса в соответствии с Перечнем ГВС технической и / или технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2014 г.). Февраль 2015 г., № 99).

Двухэтапный конкурс

Заказчик удовлетворен таким видом конкуренции, если одновременно выполняются следующие условия, которые также могут служить оправданием:

  • цель организации конкурса — проведение научно-исследовательских и проектных работ или экспериментов;
  • обсуждение необходимо для уточнения характеристик закупочной статьи.

Конкурсные процедуры в электронном формате

Обоснование проведения электронных торгов аналогично причинам проведения офлайн-торгов.

Закрытые конкурсные процедуры

Согласно ст. 84 Федерального закона n. 44-ФЗ, применение закрытых процедур должно быть согласовано с ФАС, за исключением случаев, когда договор выполняется различными федеральными органами исполнительной власти, а также подведомственными им организациями. Перечень таких учреждений утверждается отдельным постановлением Правительства Российской Федерации.

Электронные закрытые торги

Согласно части 2 ст. 84.1 Федерального закона от 28.07.2012 г. 44-F, закрытые аукционы в электронном формате проводятся в тех же случаях, что и стандартные закрытые процедуры. Кроме того, в статье 84 (1) указывается, что закрытая электронная торговля может осуществляться государственными учреждениями.

Запрос предложений

Заказчик вправе обосновать покупку в данной форме тем, что:

  • покупка совершается для приобретения услуг по защите интересов Российской Федерации в судебных органах иностранных государств, международных судах и арбитражах;
  • объект закупки — поставка спортивного инвентаря и инвентаря, необходимого для подготовки национальных сборных по олимпийским и паралимпийским видам спорта;
  • организация закупает лекарства по решению врачебной комиссии, изделия народного творчества или жилое помещение для детей-сирот (если жилье приобретается частными лицами);
  • заказчик ранее принял решение в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора и совершить покупку повторно;
  • повторный конкурс признан несостоявшимся (часть 4 статьи 55 Федерального закона № 44-ФЗ).

Запрос предложений в электронной форме

Обоснования в этом случае могут быть такими же, как и для офлайн-запроса. Кроме того, этот метод выбора поставщика может быть выбран в том случае, если то, что было сделано ранее, было объявлено недействительным:

  • электронный аукцион (часть 4 статьи 71 Федерального закона № 44-ФЗ);
  • электронный конкурс (открытый, в два этапа или с ограниченным участием).

5. Жалоба ограничения конкуренции

Жалоба подается в ФАС при наличии претензий по закупочной документации. Подать жалобу можно до завершения подачи заявок на участие. И срок рассмотрения будет зависеть от содержания жалоб, от их содержания.
В случае возникновения претензий к общему порядку определения поставщика, в этом случае необходимо будет до заключения договора обратиться в ФАС.
Если договор заключен, жалоба должна быть подана в суд. Жалоба может быть в электронной или бумажной форме. Отчет должен содержать:

  • детали клиента
  • детали и адрес
  • данные лица, подающего заявку, его имя, адрес, место жительства
  • информация о процедуре закупки
  • суть иска
  • перечень документов, которые будут служить подтверждением обнаруженных нарушений.

Если жалоба не была отклонена в течение двух дней, то можно считать, что ее рассмотрение началось
Жалоба может быть отклонена, поэтому в случаях ее анонимности и несоответствия закону, а также если срок ее действия истек.

Источники

  • https://gozakaz.ru/printsip-obespecheniya-konkurentsii-chto-eto-i-kak-vliyaet-na-zakupki-po-44-fz/
  • https://astral.ru/info/elektronnye-torgi/sposoby-provedeniya-zakupok-i-obosnovaniya-dlya-nikh/
  • https://iitrust.ru/articles/article/chto-nujno-znat-o-44-fz-pervye-shagi-v-sfere-goszakupok/
  • https://44fzrf.ru/droblenie-zakupok-novye-instrukczii-ot-fas/
  • https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/poleznye-stati-i-sovety/ogranichenie-konkurentsii-po-44-fz/

Поделиться с друзьями
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Adblock
detector